16+

Скоро день рождения

okuznetsov
13 Июн  (41)
kiriproh
13 Июн  (35)
Маргарита Василев...
13 Июн  (23)
Чужая
14 Июн
Whiskey
15 Июн  (67)
skeele
15 Июн  (47)
manu11
15 Июн  (44)
levious
15 Июн  (41)

Лента новостей RSS

RSS-материал
Последняя новость    С Новым Годом, Стихослов!

МЫ ВАМ РАДЫ!

Очень хочется почитать Ваши стихи и высказать о них мнение. Пожалуйста,
добавьте стих
Хочется пообщаться в блоге и почитать Ваши мысли, пожалуйста,
Или добавьте запись в блоге
Будем рады, если Вы напишете пару комментариев на стихи на сайте.
Вам всего лишь нужно зарегистрироваться
(логин-email-пароль)

Долгая охота герцога Федериго

Автор:
Игорь Карпов

0

   Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!

 



****
Причудливый и в чём-то мистический город Урбино расположен на двух высоких и крутых холмах и почти не имеет горизонтально расположенных улиц. В своё время журнал Time назвал его «Диснейлендом для интеллектуалов». В этом определении нет ни грана преувеличения, поскольку город не просто несказанно живописен, он ещё является одним из важнейших центров и жемчужин итальянского Возрождения. Во многом слава Урбино, расположенного в самом центре Апеннинского сапога, на севере области Марке, связана с именем его легендарного правителя герцога Федериго да Монтефельтро, а также родившегося здесь уже после смерти герцога великого живописца Рафаэля Санти. Герцог Федериго был щедрым меценатом и в стенах его замка гостили и творили многие гениальные художники и учёные той эпохи. Среди них Пьеро делла Франческа, Лука Пачоли, Джорджо Мартини, Паоло Уччелло. А ещё город Урбино вписал золотыми буквами имя герцога да Монтефельтро в мировую историю охоты…

****
Вторая половина XV века. Ранним ноябрьским утром город Урбино напоминает Чистилище из «Божественной комедии» Данте. В едва уловимых проблесках рассвета ползущие по небу низкие и тучные облака, своими рваными очертаниями сами похожие на ненасытные исчадия ада, одно за другим пожирают город и безмолвно клубятся по его узким улочкам. Стоящие по обе стороны мрачного вида дома с закрытыми ставнями на окнах напоминают сплотившееся плечом к плечу воинство с опущенными забралами на шлемах, готовое к отражению неприятельской атаки. Идущие на приступ города свинцово-серые тучи накрывают их до самых крыш и полностью срывают от глаз, не видно даже горящих уличных факелов. Но проходит несколько мгновений, и они появляются снова, целые и невредимые, готовые к отражению нового нашествия, будь-то человек или силы Преисподней.
Надо сказать, что город обликом своим подстать своему нынешнему владельцу – герцогу Федериго да Монтефельтро (1422-1482). Бравый наёмный вояка силой оружия, решительностью, коварством и остротой ума пробил себе дорогу к знатности и власти. С ним были вынуждены считаться все без исключения: и короли, и папы, и воинственные соседи. Народ любил своего правителя. Хроники тех лет свидетельствуют, что герцог Федериго «строил общественные здания, поддерживал мир в своих владениях, поощрял земледелие и держал многих на жаловании». В ту далёкую эпоху всеобщих заговоров и бесчисленных заказных убийств он, пожалуй, единственный во всей Италии мог безбоязненно прогуливаться вне своего дворца без оружия и без охраны или есть за своим столом без опасения быть отравленным. Его двор по пышности не уступал королевскому двору, однако всё было тщательно продумано и строго контролировалось. Герцог содержал при себе пятьсот человек, но каждый знал своё место и свои обязанности. Не было никакой лишней праздности, столь свойственной дворам всех монархов. Герцог собрал знаменитую на всю Европу библиотеку, в его окружении постоянно находились известнейшие художники, архитекторы, поэты и учёные мужи. Наверное, будет справедливо сказать, что своей меценатской деятельностью Федериго да Монтефельтро создал почву для явления миру такого гения Эпохи Возрождения как «божественный Рафаэль», который родился в Урбино в 1483 году, через полгода после смерти самого герцога.
Ну а сейчас, в эти предрассветные минуты, когда до первого крика новорождённого Рафаэля оставался ещё добрый десяток лет, сквозь беспросветную облачную пелену послышались цокот множества подков по булыжной мостовой, приглушённые и отрывистые человеческие голоса, поскуливание и негромкий собачий лай. Звуки доносились со стороны холма, на котором находился Палаццо Дукале - герцогский замок, они медленно и неумолимо приближались, но по-прежнему никого не было видно. Затем кавалькада, всё ещё недоступная взору за стеной тумана, видимо достигнув того места, где дорога, ведущая от замка, заканчивала свой спуск и начинала подъём на второй холм, повернула направо и проследовала к городским воротам.
Выезд из города был свободен от облачного засилья. Сначала в арочном проёме показалось около дюжины всадников. Некоторые вели на поводках снующих туда-сюда возбуждённо тявкающих собак – гладкошёрстных борзых и столь ещё редких для этих мест пятнистых далматинов. Искренний собачий восторг от предчувствия скорой забавы невольно передавался и самим всадникам. Впереди их ждало любимое развлечение герцога да Монтефельтро – охота на кабанов, причём герцог всегда сам вступал в единоборство с опасным зверем.
Охота на кабана всегда велась с подхода (с собаками или без). Облавные охоты, на потеху публике и доблести охотнику не приносящие, герцог не любил и устраивал их только по случаю важных гостей из Ватикана или королевских домов Европы. Если же гости были с ним одного воинственного склада, представители кондотьерских династий Малатеста из Римини, Сфорца из Пезаро или Медичи из Флоренции, ставшие знатными тиранами своих вотчин, то охота велась самая опасная и увлекательная, достойная настоящего воина. В этом случае сам герцог или его бравый гость получали право завершающего удара.
Егеря герцога хорошо знали в округе все кабаньи днёвки. Поднятый собаками кабан, окружённый со всех сторон ловчими на лошадях, вооружённых копьями, загонялся в такое место, где герцог мог продемонстрировать свою удаль и твёрдость руки перед лицом настоящей опасности. Как правило, он был вооружён специальным «кабаньим копьём» верхом на лошади. Экипировку довершал специальный «кабаний меч» - металлический стержень с расширенным на конце лезвием, которым герцог наносил последний удар в шею уже поверженного и почти бездыханного зверя. Если кабан выгонялся на открытую местность, и была возможность для манёвра, герцог вооружался длинным четырёхметровым «кабаньим копьём» и, сидя верхом на лошади, своими действиями очень напоминал современного пикадора в испанской корриде. Здесь главное было удержать разъярённого зверя на расстоянии и, постоянно маневрируя, нанести точный удар в шею, в бок или в оскаленную клыкастую пасть своего противника. Если кабан находился в зарослях высокой травы, кустарника или лесной чаще, то копьё было поменьше, длиной два с половиной метра, со свинцовым грузом на конце. Иногда, спешившись, он поражал зверя из арбалета и это, наверное, было самая опасная затея из всех. Верно пущенная стрела означала успех предприятия, а слегка дрогнувшая рука – почти неминуемую гибель от стремительного нападения раненного животного.
Разумеется, охота на кабана была не единственной забавой в угодьях герцога де Монтефельтро. Но увлекательную, хотя и безопасную охоту на оленей, зайцев или птиц герцог не жаловал, отдавая её на откуп своему окружению или устраивая её в честь высоких гостей. Как не жаловал он на охоте и только что появившееся огнестрельное оружие. Будучи искусным воином и стратегом, он понимал его значение на поле боя, однако в охотничьих делах считал его абсолютно лишним, поскольку оно лишало охоту удали, а кроме того, производило много шума и распугивало всякую живность в округе.
Конечно, если бы в его распоряжении оказалась не тяжёлая и неудобная в обращении гладкоствольная аркебуза, а лёгкая и изящная винтовка, названная его именем спустя пятьсот лет после его кончины, он, возможно, и переменил бы своё мнение. Но прежде всего, он немало удивился бы тому, как долго чтут его славу охотника, и что именно она побудила двух братьев из Урбино по фамилии Бенелли в 1967 году отвлечься от производства мотоциклов и обратить своё внимание на оружейное дело.
Не обошлось, безусловно, и без счастливого случая, коим для братьев Бенелли оказался инженер из Болоньи Бруно Чиволани. Он предложил пылающим истинно итальянским энтузиазмом и жаждой нового братьям Бенелли проект автоматического ружья, способного выполнять пять выстрелов менее чем за секунду. Оно стало самым быстродействующим автоматическим оружием в мире, а первая его модификация Duca di Montefeltro (Герцог да Монтефельтро) по сих пор является образцом технологии и стиля ружейной фирмы Benelli из Урбино.
Охота герцога Федериго продолжается…

Опубликовано: журнал ОХОТНИЧИЙ ДВОР, №6, 2009

Прикрепленное изображение: 
Статистика
Просмотрено гостями: 
370
Просмотрено пользователями: 
0




Нравится



StihoSlov чат

Необходимо зарегистрироваться и авторизоваться для того, чтобы отправлять сообщения в чат!

Нравится StihoSlov? Щелкай Like!