Автор: yuriy 0 | ||||
Чем чаще Вы делитесь стихами в соцсетях и блогах, тем больше Вас читают!
|
Опубликовано yuriy в Вс, 01/11/2015 - 14:14
Начну несколько издалека…
А может и не издалека, а совсем, совсем с близи; ибо заявление «я пишу душей» или «я пишу классику» - на мой взгляд - имеют общий диагноз и общую симптоматику.
Поскольку, заявляя подобное, автор (умышленно ли – неумышленно) ставит себя на весьма шаткую категоричную платформу собственного «я»: вот пишу и все тут!; какие претензии?»
Но, постойте! Ведь на тысячу один, быть может, чудак способен сочинять «для себя» - в ящик стола. Остальным 999-ти, как воздух для дыхания, как свет солнечный для роста, необходима публика, читательская аудитория. Тем паче, если автор сам «идет в народ», размещая произведение в газете, журнале или на лит. Сайте.
Ведь совершая подобное он – хочет ли того или не хочет – отдается во власть и на суд читателя, критика, а не редко и пародиста.
Мало того, в лице своего стиха, поэмы, рассказа, автор «презентует» читателю свою «программу», состоящую из мыслей, чувств, эмоций, страстей, переживаний и особенностей восприятия, видения окружающей действительности. И только он, сочинитель, является гарантом данной программы, «виновником» того, на что программа эта направлена: на создание или разрушение, на зло или добро, на поэзию ради поэзии или врачевание словом душ человеческих.
« Поэт – кувшин. Стихи его – вино.
Поить в пути им странников дано.
И то, что сам, в себя, поэт зальёт,
То – неизменно – страждущий и пьёт».
«Писать душей?» Да, ради Бога!
Но должна ли «пишущая душа» забывать при этом о технике написания? О ритмике? О лиричности, образности, напевности, экспрессии, «жизненности» стиха?
( Так и хочется добавить «об оригинальности», но боюсь. Слишком опасно давать папуасам гранату; тем более с разогнутыми дужками чеки)
Об ответственности, в конце концов! ( А как по мне, так – в начале начал)
Ответственности сравнимой с ответственностью учителя, врача или священника. Последнего более. Ибо врач врачует тело, учитель – разум, а священник (как и писатель) – душу…
Мы, с моим другом музыкантом, часто заводим, за рюмочкой коньяка, один и тот же спор: что важнее в песне - музыка или текст.
Он утверждает – музыка. Я говорю: текст.
И каждый из нас, по своему, прав. И каждый не прав.
Потому, что только сложенная из двух равно дольных половинок – музыки и слов – песня становится полноценной и гармоничной.
Впрочем, мы наблюдаем немало примеров, когда практически лишенная музыкальной составляющей( не путать с аккомпанементом!) песня, одним лишь духом своим, голым словом, способна взорвать битком набитый зал. И столько же примеров, когда, имея весьма незамысловатую текстовку, песня проникает все наше нутро, вступая в резонанс с каждой клеточкой нашего тела…
Я, кажется, немного отклонился от темы? Быть может. А возможно мы сейчас, с вами, говорим о явлениях одного порядка. Мораль же, как водится, проста: чем бы ни писалось – душою ли, сердцем или мозжечком – пиши правильно. Старайся, по крайней мере.
Потому, что то, что ты делаешь – делаешь, в первую очередь, не для себя, а для других, хоть тебе самому и кажется, что наоборот.
Хотел бы оговориться (лучше поздно!): все выше сказанное не является камнем, в чей либо огород; скорее мыслями вслух.
Как можно не любить Пушкина? Не упиваться Бродским? Не сопереживать с Евтушенко?
И как можно не прощать им многочисленные мелкие «вольности» за несомненный талант, за поразительную (казалось бы!) лёгкость, с которой создаются шедевры?
Но Пушкин – азбука, по которой мы все учились читать. Именно – азбука.
Но ведь азбука дается нам, как основа, как фундамент, как исходное подспорье для шага в мир.
Она необходима на определенном этапе, но нельзя читать её всю жизнь; ведь в мире еще столько интересных книжек!
Да ведь, если задуматься, и до азбуки, в жизни каждого из нас, что-то было. Когда-то, очень давно…
Была материнская колыбельная. Было завывание вьюги за темными стеклами. Были фантастические тени, танцующие на стене и, еле уловимый, шорох валящегося из ниоткуда снега. Было шуршание листопада и жалоба горлицы на зорьке. Был шепот ветра в камышах, треск цикад и круги, расходящиеся на сонной глади пруда. И дрожание звездного лучика, и гулкая дробь дятла
и плеск, и клекот убегающей по гальке морской волны…
Всё это было с нами. И все это было изначально. Ещё до – « того, как».
Это и есть наше индивидуальное. Наше вечное. И весёлый, кучерявый Пушкин только лишь помогает нам извлечь его наружу.
|
|
Жуковский"..рабская верность может стать рабской изменой".
.....
"Где откопать поэзии скрижали?"
«..К какому роду должно отнести сие поэтическое произведение?...К чему приведет их разрешение сей задачи? Не к пониманию ли, по каким правилам судить новое сочинение? Назовите его не по правилам, а по впечатлениям, которые получите после долгого, внимательного чтения.
Каждое оригинальное произведение имеет свои законы, которые нужно заметить и объявить, но единственно для того, чтобы юноши, учащиеся поэзии, и люди не живо чувствующие, легче могли понять все красоты изящного творения.
Воображать же, что законы какой-нибудь поэмы…были непременными мерилами…после них написанных,- и смешно, и недостойно человека мыслящего.»
(Дельвиг о критике к пушкинским поэмам)1831
История появления выражения "писать душой стихи"(предположительно):литературовед А.Н. Веселовский назвал картины природы в стихах Жуковского "пейзажем души поэта".
2." душа в заветной лире"(Пушкин)и все,кто "вольно" переводил Горация
3 "Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок" (Пастернак)- у кого чем получается!)))
4.Маяковский говорит,что его стихи"сплошное сердце"- сделайте поправку на царящий атеизм!))
Но лучше всех сказала Цветаева:
"Равенство дара души и глагола- вот поэт.
Посему-ни непишущих поэтов, ни не чувствующих поэтов.
Чувствуешь-но не пишешь- не поэт(где слово?),
пишешь,но не чувствуешь-не поэт(где душа?).Где суть? Где форма?
Тождество.Неодолимость сути и формы-вот поэт."
(о правилах нет здесь даже намека)!
Ваше ("состоящую из мыслей, чувств, эмоций, страстей, переживаний")по определению Цветаевой и есть "душа"-"чувствуешь"(а по Вашему-программа)
(Пастернак):
Стихотворенье? - Малыши!
Известны ль вам его оттенки,
Когда во всех концах души
Не спят его корреспондентки?
...
О, - в камне стиха, даже если ты канула,
Утопленница, даже если - в пыли…(Пастернак «Душа»
....
Душа моя, печальница
О всех в кругу моем,
Ты стала усыпальницей
Замученных живьем.
Тела их бальзамируя,
Им посвящая стих,
Рыдающею лирою
Оплакивая их,
Ты в наше время шкурное
За совесть и за страх
Стоишь могильной урною,
Покоящей их прах.
Их муки совокупные
Тебя склонили ниц.
Ты пахнешь пылью трупною
Мертвецких и гробниц.
Душа моя, скудельница,
Всё, виденное здесь,
Перемолов, как мельница,
Ты превратила в смесь.
И дальше перемалывай
Всё бывшее со мной,
Как сорок лет без малого,
В погостный перегной.
Верно все говорите,Елена!Да я и не против,только -за.Но я здесь о "душе",как об отмазке поэтической некомпетентности и непрофессионализма.Как по мне,пиши ты хоть "душей",хоть "поджилками",но ПИШИ, а не засоряй и без того захламленный Парнас)
Ах,какая же,право,тоска:в человеке искать Бесконечность!
И терзать благозвучный минор, задыхаясь в казённой петле.
Но,вонзается в небо строка,заставляя угрюмую Вечность
Обратить на мгновенье свой взор к вопиющей от боли Земле.
Когда добывают золото,то рады и золотинкам. А всякие умения появляются в практике(самокритика растет с умением).Только время решает,чья жила окажется богаче.
У каждого свои высоты,кто-то через увлечение стихами овладеет богатством родного языка. Важно только нравственные законы не переступать.
Поэзия - явление иной,
Прекрасной жизни где-то по соседству
С привычной нам,земной.(Кушнер)
Не стану спорить,в словах ваших есть здравый смысл.Но вы,все-таки,не до конца уловили,что я хотел сказать.Никто из нас не пришел ко всему "сразу и вдруг",каждый начинал с малого, спростого,примитивного.И это-закономерность.Суть в том,что если ты хочешь достичь большего ты должен учиться и работать.А не зацикливаться на "Я пишу ,как чувствую.а чувства-не врут".Чувства-да.А вот способы передачи их бывают разными.Но об этом...впрочем,сейчас поделюсь мыслями по данномуповоду...
Ах,какая же,право,тоска:в человеке искать Бесконечность!
И терзать благозвучный минор, задыхаясь в казённой петле.
Но,вонзается в небо строка,заставляя угрюмую Вечность
Обратить на мгновенье свой взор к вопиющей от боли Земле.
Я классику пишу не скуки ради,
А зачастую просто при нужде,
Когда за монитором стынут хляби
И множатся молитвы о дожде.
Хотя, мне для того и нет резону,
Чтоб покрывать просроченный кредит,
Но подкупают ставки обороны
При сонме чувств, где множатся долги.
Стороннее предчувствие победы
Для хроникера неизменный факт,
Уходят клином оригами веры
И крики их не повернут назад.
Возможно это преувеличенье
В объеме кубатуры пузыря,
Ответ как сон имеет два значенья,
Как бабочка в присутствии огня.
О, мой внимательный читатель,
Слова лишь крылья на ветру!
Один из нас двоих – создатель,
Держащий вымысла строку.
Согласна целиком и полностью, причём со всеми :о)Но те, кто так уж рьяно пренебрегает правилами стихотворчества, ссылаясь на "душу", как правило выпадают из мира поэзии рано или поздно. :о)
...добрая внутри...
Как правило.
Ах,какая же,право,тоска:в человеке искать Бесконечность!
И терзать благозвучный минор, задыхаясь в казённой петле.
Но,вонзается в небо строка,заставляя угрюмую Вечность
Обратить на мгновенье свой взор к вопиющей от боли Земле.
(Но те, кто так уж рьяно пренебрегает правилами стихотворчества)-..впадает в прозу(шучу)
Впадает в детство.Не шучу)Человек просто останавливается в развитии и не прогрессирует.А для поэта подобное-смерть.Духовная.
Ах,какая же,право,тоска:в человеке искать Бесконечность!
И терзать благозвучный минор, задыхаясь в казённой петле.
Но,вонзается в небо строка,заставляя угрюмую Вечность
Обратить на мгновенье свой взор к вопиющей от боли Земле.
Диагноз поставлен,а это важно для выбора тактики лечения.
"Лета к суровой прозе клонят,
Лета шалунью рифму гонят,
И я-со вздохом признаюсь-
За ней ленивей волочусь...(Пушкин)
Кстати,да.Пушкин верно чувствовал.Чем дальше,тем больше хочется уходить от рифмы или строить необычную.
Ах,какая же,право,тоска:в человеке искать Бесконечность!
И терзать благозвучный минор, задыхаясь в казённой петле.
Но,вонзается в небо строка,заставляя угрюмую Вечность
Обратить на мгновенье свой взор к вопиющей от боли Земле.
(Она необходима на определенном этапе, но нельзя читать её всю жизнь)-перечитываю "Евгения Онегина",но не как азбуку,а как "книгу откровений"(эти строчки встретились там)
"Я помню голос милых слов"(Батюшков)
они основа всех основ....